Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт.
3. Двигатели
4. Трансмиссия
5. Подвески, колеса, тормоза
6. Органы управления
7. Выбор скутера
8. Защита и экипировка
9. Противоугонные устройства
10. Бензин и масло
11. Сели и поехали? (особенности управления)
12. Уход за скутером
13. Меры безопасности при обслуживании и ремонте скутера
14. Инструменты и материалы
15. Диагностика неисправностей скутера
Моменты затяжки резьбовых соединений
16. Ремонт скутера
16.1. Облицовки - снятие и установка
16.2. Свеча зажигания - замена
16.3. Воздушный фильтр - снятие, промывка и установка
16.4. Топливный фильтр - замена
16.5 Моторное масло - замена
16.6. Аккумуляторная батарея - снятие и установка
16.7. Предохранитель главной электроцепи - замена
16.8. Задний редуктор - замена масла
16.9. Переднее колесо - снятие и установка
16.10. Заднее колесо - снятие и установка
16.11. Шины - замена
16.12. Барабанный тормозной механизм заднего колеса - регулировка
16.13. Колодки дискового тормозного механизма - замена
16.14. Колодки барабанного тормозного механизма - замена
16.15. Тормозная жидкость - замена
16.16. Тормозной диск - замена
16.17. Приборная панель - снятие и установка
16.18. Элементы освещения -замена и регулировка
16.18.1. Фара - замена лампы
16.18.2. Фонарь сигнала торможения и габаритный фонарь - замена ламп
16.18.3. Передние фонари указателей поворота - замена ламп
16.18.4. Задние фонари указателей поворота - замена ламп
16.18.5. Контрольные лампы приборной панели - замена
16.19. Свет фары - регулировка
16.20. Замок зажигания - снятие и установка
16.21. Звуковой сигнал - снятие, установка и регулировка
16.22. Передняя вилка - разборка и сборка
16.23. Подшипники переднего колеса - замена
16.24. Подшипники рулевой колонки - обслуживание
16.25. Задний амортизатор - замена
16.26. Бензобак и маслобак - снятие и установка
16.27. Глушитель - снятие и установка
16.28. Силовой агрегат - снятие и установка
16.29. Регулировка клапанных зазоров
16.30. Карбюратор - разборка, промывка и сборка
16.30.1. Карбюратор постоянного разрежения - разборка, промывка и сборка
16.30.2. Карбюратор переменного разрежения - разборка, промывка и сборка
16.31. Генератор - разборка и проверка
16.32. Катушка зажигания - диагностика и замена
16.33. Реле-регулятор напряжения - замена
16.34. Реле указателей поворота - замена
16.35. Реле стартера - замена
16.36. Стартер - снятие и установка
16.37. Задний редуктор - разборка и сборка
16.38. Ремень вариатора - замена
16.39. Вариатор - разборка и сборка ведущего шкива
16.40. Центробежное сцепление - снятие и установка, замена колодок
16.41. Двухтактный двигатель - разборка и сборка
16.42. Четырехтактный двигатель - разборка и сборка
16.43. Сальники - замена
16.44. Подшипники - дефектовка и замена
17. Тюнинг или бешеная табуретка
1. Скутеры сегодня
Гамма двухколесных машин под именем «скутер» в наше время необычайно широка и продолжает увеличиваться с каждым годом. Появляются новые модели и разновидности скутеров, отмирают морально устаревшие. Да и количество скутеристов в мире растет пропорционально размеру заторов на дорогах: на скутеры садятся и молодежь, и зрелые люди, которым надоедает часами стоять в пробках мегаполисов. Простые в изготовлении, дешевые и экономичные скутеры с объемом мотора до 50 см3 обеспечиваются во многих странах законодательными льготами и приравниваются к категории «мопед», что дает право управлять ими без получения водительской лицензии, государственной регистрации и дорогостоящей страховки. Именно эти факторы обусловили столь широкое распространение скутеров.
Одноместный двухтактный скутер
Модельная гамма скутеров очень разнообразна, скутеры различаются не только по размерам, но и по кубатуре двигателей, цене и стране-производителю. Так, наибольшую популярность в Европе на данный момент завоевали скутеры таких известных марок как Aprilia, Derbi, Gilera, Malaguti, Piaggio, Vespa, Peugeot.
Двухместный четырехтактный скутер
В активе некоторых из этих фирм уже более полувека разработки и производства скутеров. Не отстают от них и японские гиганты: Yamaha, Honda и Suzuki, которые в последнее время ориентируются в основном на большекубатурные модели. Японские производители традиционно смотрят в будущее: уже появляются прототипы скутеров с гибридными силовыми установками и топливными элементами. Европейские производители выделяются изящным дизайном, но высокой ценой, в то время как «восток» берет оригинальными техническими решениями и массовостью, а значит азиатские скутеры относительно недороги. Очень активно в последние годы атакуют данный сектор рынка китайские производители: десятки моделей малокубатурных машин от производителей с труднопроизносимыми названиями заполонили рынки не только России, но и более искушенных в этом отношении стран. В данном случае количество потихоньку переходит в качество: многие отмечают, что первое знакомство с китайской техникой оставляет в целом негативное впечатление, но китайские мастера не стоят на месте — качество растет. Причиной тому — наличие в Поднебесной большого количества квалифицированных специалистов и современной производственной базы, а также сильная конкуренция. На данный момент в этой стране более полутора сотен производств мототехники, выпускающих суммарно около 20 миллионов единиц в год. Пока что основная масса китайской продукции это - копии проверенных временем японских машин, но уже появляются и свои, оригинальные разработки. Появившись изначально в середине прошлого века как простое и дешевое транспортное средство, скутер уже через пару десятков лет развития стал машиной высокого технического уровня — использование дисковых тормозов, впрыска топлива и двухвальных головок.
Ретро-скутеры: современная начинка и внешность мотороллеров 60-х годов
Появившись изначально в середине прошлого века как простое и дешевое транспортное средство, скутер уже через пару десятков лет развития стал машиной высокого технического уровня — использование дисковых тормозов, впрыска топлива и двухвальных головок цилиндра сегодня уже никого не удивляет. В последние годы скутер во многом утратил свое первоначальное значение по доставке скутериста в нужное ему место с минимальными временными и топливными затратами - теперь это и дорогая игрушка, и способ покрасоваться в компании таких же увлеченных скутерами друзей и даже альтернатива автомобилю - в пробках мегаполисов скутеру практически нет равных.
Максискутеры
За последнее десятилетие сформировалось несколько основных «подвидов» скутеров:
- Стандартные, рассчитанные на одного или двух человек;
- Утилитарные, приспособленные под перевозку небольшого количества груза;
- Спортивные, с динамичным дизайном и рядом узлов, конструктивно схожих с используемыми на «старших братьях» - спортивных мотоциклах;
- Ретро, повторяющие по дизайну стиль старых моделей мотороллеров;
- Максискутеры и круизеры, машины с большой кубатурой двигателя, обеспечивающие водителю и пассажиру максимальный комфорт в поездке;
- Минискутеры или мотосамокаты, похожие больше на игрушки для развлечения;
- Скутербайки, близкие по дизайну к мотоциклам, со схожей посадкой.
Сегодня любой может выбрать себе модель по вкусу и потребностям - благо их выпускается великое множество.
Минискутер
2. Сокращения и сленг
- АБС (ABS) - антблокировочная система
- БСЗ - бесконтактная система зажигания
- ВМТ (TDC) - верхняя мертвая точка
- ГРМ - газораспределительный механизм
- ДВС - двигатель внутреннего сгорания
- МЗ - момент зажигания
- НМТ (BDC) - нижняя мертвая точка
- ПДД - Правила дорожного движения
- ТО - техническое обслуживание
- ЦПГ - цилиндропоршневая группа (поршень, цилиндр, поршневые кольца)
- ЭБУ (ECU) - электронный блок управления
- CDI (condenser discharge ignition) -система конденсаторного (тиристорного) зажигания.
- CV (constant velocity) - карбюратор постоянного разрежения. CI - батарейное зажигание
- ESA - электронное зажигание
- Dli style="font-family:Tahoma, sans-serif; font-size:16px; text-indent:40px;" - система зажигания без распределителя
- DC-CDI (direct current condenser discharge ignition) - система конденсаторного зажигания с питанием конденсатора постоянным током
- DOHC (double overhread camshaft) -система газораспределения с двумя распределительными валами, расположенными в головке цилиндра
- ОНС (overhead camshaft) - система газораспределения с одним распределительным валом, расположенным в головке цилиндра
- OHV (overhead valves) - система газораспределения с верхним расположением клапанов
- SV (side valves) - система газораспределения с нижним расположением клапанов
- TI (transistor ignition) - транзисторное зажигание
- IN - (intake) - впуск
- EX - (exhaust) - выпуск
- GND - «масса»
- Аморт - амортизатор подвески
- Аппарат - любой скутер, мотоцикл
- Банк - мотоцикл (не скутер)
- Банка - глушитель
- Бардачок, бардак - небольшая емкость на скутере или мотоцикле для хранения мелочей
- Визор - защитный прозрачный элемент шлема, защищающий лицо от внешних воздействий
- Вилли - (от англ. wheely) езда на заднем колесе
- Виндстоппер - (от англ. wind stopper - останавливающий ветер). Воротник или маска, защищающая от ветра горло (и лицо). Любой предмет одежды, надежно защищающий от ветра и надетый с этой целью
- Водянка - двигатель жидкостного охлаждения
- Воздушник, воздухан, воздушок - 1. Воздушный фильтр. 2. Двигатель воздушного охлаждения
- Восьмушка, осьмушка - двигатель объемом 125 см3 или скутер, мотоцикл с таким мотором (125 см3 = 1/8 л)
- Газулька, газуля - мопед (скутер, велосипед с мотором), не оборудованный коробкой передач или вариатором
- Гидрик - гидрокомпенсатор клапана
- Голова - головка цилиндра (цилиндров)
- Горшок - 1. Цилиндр ДВС, 2. Мотошлем
- Двиг, двигуль, двигло - двигатель.
- Дёргалка - кикстартер
- Дождевик - непромокаемый комбинезон для защиты от дождя. Бывают целиковые и раздельные Д. (штаны и куртка)
- Дудка - 1. Выхлопная труба. 2. Звуковой сигнал
- Дыра - диффузор карбюратора
- Жижа - любая техническая жидкость, кроме масла и бензина (тормозная, охлаждающая, амортизаторная)
- Жужик - скутер (обычно 50-кубовый).
- Камора - камера сгорания
- Карб, карбёр, карбюр - карбюратор
- Костыль - боковая подставка
- Котелок - мотошлем
- Кик - см. «дёргалка»
- Кикать - заводить аппарат при помощи кикстартера.
- Клин - схватить, поймать клина - авария - заклинивание поршня в цилиндре ДВС, как правило из-за масляного голодания или перегрева
- Клюв - передний обтекатель скутера, особенно заостренной формы
- Коленки - наколенники. Элементы защиты суставов. Бывают вставными и автономными, на эластичных ремнях
- Колено - коленчатый вал
- Кочерга - см. «костыль»
- Ластик - человек, управляющий скутером или мотоциклом без защитной экипировки
- Литр - двигатель объемом 1000 см3, или мотоцикл оборудованный таким двигателем
- Локти - налокотники. См. «коленки»
- Максик - максискутер
- Междурядие - свободное пространство между движущихся параллельно автомобилями.
- Мотополоса - 1. Часть дороги, между левой полосой и центральным отбойником-разделителем, узкая для проезда автомобилей. 2. Промежуток между линиями двойной сплошной разметки.
- Моник, моциль, мотик, мот - любой мотоцикл.
- Накрениться - упасть во время езды, без серьезных последствий для здоровья и техники
- Намордник - защитная решетка фар на некоторых моделях скутеров или мотоциклов
- Нога - блок «двигатель-трансмиссия», силовой агрегат скутера
- Охлаждайка - охлаждающая жидкость, антифриз
- Пластик - пластмассовые облицовки скутера, мотоцикла
- Полтинник - двигатель с рабочим объемом 50 см3, либо скутер, мопед с таким двигателем
- Прилечь, лечь - см. «накрениться»
- Разложиться - упасть во время езды с последствиями (крупные поломки техники, травмы).
- Резина - шины (чаще покрышки)
- Рюкзачный амортизатор - амортизатор задней подвески с выносным компенсационным бачком
- Саксофон - спортивная выхлопная система характерной формы
- Скафандр - см. «дождевик»
- Скут - см. «жужик»
- Спина - элемент защиты позвоночника от травм. Может быть вставным в специальный карман куртки или автономным (на плечевых лямках и поясе)
- Стекло, стекальник - 1. Ветровое стекло на переднем обтекателе скутера; 2. См. «визор»
- Стоппи - (от англ. stoppy) езда на переднем колесе (при резком торможении передним тормозом)
- Стопарь - сигнал торможения или задний габаритный фонарь целиком
- Табуретка, табурет - см. «скут»
- Тормозуха - тормозная жидкость
- Топить - быстро ехать
- Убраться - см. «разложиться»
- Уйти в точку - лихо обогнать, например автомобиль на горизонтальной прямой дороге, быстро скрывшись из виду
- Унитаз - багажная емкость под седлом скутера
- Чекушка - двигатель объемом 250 см3, или скутер (мотоцикл) с таким двигателем
- Челюсть - подбородочная дуга (у интеграла, флипа или кроссового шлема)
- Черепаха - сетчатый жилет с нашитыми на него элементами защиты спины, плеч, локтей и груди
- Четвертинка - см. «чекушка»
- Шапка - мотошлем
- Экип - мотоэкипировка
|